20:29 Страх отверженности делает со мною злую |
Страх отверженности делает со мною злую шутку даже в том, что выполняя не очень хорошо оплачиваемый заказ, я выкладываюсь и стараюсь, как будто я заработаю 100, а не 7 долларов. Сейчас я делаю такой вот маленький заказ. Недавно мне отказали в приеме на работу, на которую я вполне могла подойти. Я такую работу знаю и умею выполнять, но мне отказали. Не знаю почему, взяли кого то другого. Скорее всего взяли более молодую или молодого претендента. Я с одной стороны даже обрадовалась, не такая уж это хорошая работа, но и не такая уж и плохая. Но было очень больно именно потому, что меня отвергли. С биржи меня снимут если я не устроюсь на общественные работы. И дали направление соц. работником ухаживать за старыми и больными. Я не пошла пока, а теперь думаю, пойти. Денег мало платят на такой работе. А надо наверное общаться и может носить тяжести и убирать, то есть делать то чего не могу и люблю делать. Короче я в ступоре. Не могу принять решение трезво. У меня пока есть немного денег, мне помогает отец ребенка, но уже 4 года нам. Вроде как пора работать, хотя не скажу что полна энтузиазма.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
14:32 Никуда я не поехала. Спать хотелось, |
Никуда я не поехала. Спать хотелось, да вообще самочувствие не очень. Так что вчера мне очень помогло, то что была скайп-группа. А сегодня надеюсь будет живая.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
01:54 Опять это чувство никому не нужности. |
Опять это чувство никому не нужности. Думала съездить в Киев на форум АА. А теперь думаю, кому я там нужна? Понятно, что это мне нужно. А не наоборот. Но так хочется чувствовать свою нужность.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:3 | |
20:10 Меня можно просто так воспринимать |
Меня можно просто так воспринимать позитивно. И некоторым людям может нравиться, то как я выгляжу и что и как я делаю. Несмотря на какие то мои недочеты и промахи я достаточно хороша сама по себе. И мне не обязательно совершать героические поступки, заботиться о других, когда не хочу, делиться тем чем не хочу. Пусть я жадноватая, но у меня есть какие то другие качества, которые могут нравиться кому то. К тому то что я считаю недостатком, для кого то может показаться достоинством. Мне сегодня это пришло в голову.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:7 | |
18:55 В фокусе теории привязанностей находится не |
В фокусе теории привязанностей находится не содержание деятельности (общения), а “чистое” отношение взрослого к ребенку, которое интериоризуется и формирует детское самосознание. Я и Другой (взрослый) существуют в понятии “рабочая модель” в неразрывном единстве и не могут быть разделены, хотя бы условно, на две независимые части. Отношение взрослого рассматривается не только как фактор формирования Я ребенка, но и как условие внутреннего диалога, определяющего содержание рабочей модели. Главное здесь не то, что делает взрослый для ребенка, а как он “живет в нем”. Отношение взрослого является не средством, а сущностью и содержанием самосознания ребенка. М.Эйнсворт утверждает, что чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам
|
| Цитата || Печать || Комментарии:4 | |
18:35 "Мама, возьми на ручки!" |
"Мама, возьми на ручки!"
Сначала в роддоме, а потом и дома, где ожидает толпа счастливых родственников, новоиспеченная мама получает огромное количество ценных советов-указаний: «Да что ты его на руки хватаешь? Он же совсем ручным станет!»; «На шею сядет! Пусть покричит»; «Оставь ребенка в покое, он легкие разрабатывает»; «Ну поорет немного, все орут и ничего!» Вот так и случается, что мама, обуреваемая сильнейшим внутренним желанием подбежать к своему дитя, взять его на руки, нежно прижать к себе и успокоить, сникает под напором настойчивых рекомендаций более «опытных» мам, теть и бабушек. Почему возникают такие ситуации? Ведь все желают добра и здоровья новому члену семьи и самой маме.
Долгое время в нашей стране родительство не воспринималось как какое-то серьезное, требующее пристального внимания, определенных навыков и знаний занятие. Система образования предлагала ясли с 1,5 месяцев, а затем и детский сад и школу. С родителей как бы снималась ответственность за внутренний мир ребенка, его переживания, настроения, мысли и чувства, а чаще родители просто об этом не задумывались – одет, обут, накормлен, а мне на работу надо бежать. Государство поощряло самоотверженно трудящегося у станка, в поле, на заводе, а понятия родительский труд просто не существовало. В социуме культивировался образ «воспитанного ребенка», хотя эпитет «удобный» звучит в данном контексте гораздо уместнее: ест по часам, спит по режиму, после определенного количества «тренировок» перестает донимать плачем стирающую пеленки мать. С таким ребенком и в саду потом никаких проблем не будет – сидит себе на стульчике смирно, ручки на коленки сложил, или машинку в уголке катает, по группе не носится, не кричит страшным голосом. А если кто кричит и ведет себя плохо, так можно все на дурную наследственность свалить, для таких и методы воспитания соответственные будут.
Положение о том, что физический и эмоциональный контакт жизненноважен для новорожденного, что любое соприкосновение младенца с внешним миром опосредовано значимым для ребенка взрослым окружением, прежде всего матерью, в науке было обозначено Л.С. Выготским, за пределы науки, в жизнь, ему выйти не удалось.
Напротив, в зарубежной психологии развитию ребенка уделялось огромное значение. Одним из первых о важности раннего опыта заговорил З. Фрейд. За ним Э.Эриксон и Д.Винникотт, Дж.Боулби и М.Айнсворт – вот только некоторые из ученых, внесших вклад в развитие этого научного направления.
Эриксон выделял 8 стадий развития, на первой стадии которого формируются такие качества, как базовое доверие или базовое недоверие. Ключевым элементом базового доверия является чувство защищенности, которое ребенок приобретает во взаимодействии с восприимчивой, внимательной матерью. В работах Дж.Боулби и М.Айнсворт ключевыми являются такие понятия как эмоциональная связь, привязанность. Родители, умеющие чувствовать ребенка, настроены на его сигналы и соответствующим образом на них реагируют. Они улыбаются в ответ на улыбку ребенка, разговаривают с ним, когда он произносит звуки, берут его на руки, когда он плачет. Наличие фигуры привязанности в лице матери и ее чувствительности к сигналам младенца создают безопасную основу для последующего исследовательского поведения ребенка.
Мысль о том, что отсутствие материнской любви и ласки в раннем детстве негативно сказывается на личностном развитии ребенка, нарушая его умственное, физическое и эмоциональное развитие, констатировало все больше ученых.
Действительно, младенец, проводящий большую часть времени в своей кроватке и общающийся с мамой в течение 15-20 минут во время режимного кормления и различных гигиенических процедур, не получает достаточного стимула, необходимого для поднятия общего эмоционального тонуса, который, в свою очередь, активизирует все психические процессы. Страдает познавательная активность ребенка: без присутствия мамы развитие познавательных действий - зрительных, слуховых, мануальных,- практически невозможно. Кроме того, ограничен доступ к освоению сферы человеческих взаимоотношений. А для формирования привязанности, или, другими словами, аффективно-личностных связей, просто необходимо эмоционально-окрашенное общение, мамины глаза, улыбка, ее ласковые руки. Аффективно-личностные связи – одно из важнейших новообразований раннего возраста. Благодаря ему, у ребенка закладывается активная позиция по отношению к внешнему миру, формируется общее чувство безопасности и эмоционального комфорта.
Каким же образом ранний опыт и качество привязанности ребенка могут повлиять на его дальнейшую жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, проводились десятки научных исследований. Все они показали, что дети, имеющий положительный ранний опыт в младенчестве, в старшем возрасте более общительны, доброжелательны в поведении со своими друзьями, братьями и сестрами, менее зависимы от учителей, проявляют меньше агрессии и разрушительного поведения, более эмпатичны и эмоционально зрелы в школе и дома. В подростковом возрасте эти дети имеют больше близких друзей, чаще становятся лидерами и отличаются более высокой самооценкой.
Чтобы Ваше общение с малышом доставляло радость вам обоим и было качественным, • Не позволяйте ему плакать в одиночестве; • Улыбайтесь и отвечайте на улыбку; • Смотрите в глаза друг другу; • Разговаривайте с малышом; • Помните, контакт «кожа к коже» необходим вашему маленькому человечку; • Носите на руках, носите в слинге;
По крайней мере странно подозревать пятимесячного малыша в злом умысле – замучить родителей плачем, или требовать от двухмесячного грудничка засыпать одному, дав ему проплакаться. Конечно, гипотетически он на это способен, но тогда почему он зовет вас единственным доступным ему способом – плачем? Почему так нуждается в теплых маминых руках? Не бойтесь приучить к рукам. Наслаждайтесь тесным контактом и ни с чем не сравнимой близостью. Ловя на детской площадке своего непоседливого двухлетку, вы с нежностью будете вспоминать время вашего безмятежного единения.
• Нидерландское исследование Димфны Ван ден Бум (van den Boom, 1994); • Эверетт Уотерс и коллеги (Waters et al, 1995); • Сarlson and Sroufe, 1995; • Levt and Fagot,1995 • Алан Шрауф и коллеги (Sroufe et al, 1993; Urban et al 1991; Weinfield et al 1997; и т.д.
Список литературы:
1.Би Х. Развитие ребенка - 9-е изд.- СПб.:Питер, 2004. 2.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей – 2-е изд. - Академический проект, 2006 3.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии - Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. 4.Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд.- СПб.:Питер, 2006.
Рената Мигалчан, психолог, Комсомольск-на-Амуре
|
| Цитата || Печать || Комментарии:9 | |
18:32 Проблема привязанности и сепарации в работах |
Проблема привязанности и сепарации в работах психоаналитиков (Дж.Боулби, М.Малер)
Концепция Маргарет Малер развивалась на стыке психологии объектных отношений и эго-психологии. Процесс развития репрезентации себя представлен ею как взаимная связь между процессом разделения и процессом индивидуализации. Разделение - процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя в отличие от репрезентации матери. Индивидуализация - попытки построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики.
* Процесс развития младенца был представлен Малер следующим образом: 1. Аутистическая фаза длится в течение первого месяца жизни и является безобъектной физиологической фазой. Ее основная функция состоит в поддержании гомеостатического равновесия. Новорожденный живет в замкнутой монадической системе, напоминающей первичное внутриутробное состояние. 2. Симбиотическая фаза возникает на втором и длится до 5 месяцев. Эта фаза является предобъектной. Мать выступает частичным объектом удовлетворения потребностей для ребенка. Границы между ними размыты, и ребенок как бы галлюцинаторно слит с матерью. Различий между внешними и внутренними воздействиями не проводится, все переживания ребенка относятся им к симбиотической структуре. 3. Фаза сепарации-индивидуации соотносится Малер с феноменом "психического рождения" ребенка. Она длится от 5 до 30 месяцев и разделена на подфазы: o Подфаза осознания отдельного существования и развития образа тела (5-9 месяцев). В этот период ребенок пытается дистанцироваться от матери, прибегая к различным моторным действиям (отклонению назад, отталкиванию руками и проч.). Дети активно исследуют окружающие их предметы. К восьми месяцам возникает тревога, вызванная, по Малер, недостаточной надежностью матери, либо резким осознанием процесса сепарации от нее. o Подфаза упражнения (9-12 месяцев). В ней выделяют период раннего упражнения и позднего упражнения. В период раннего упражнения ребенок экспериментирует, отдаляясь от матери, а в более поздние периоды может доходить чуть ли не до полного ее исключения. Возвращение к матери бывает обусловлено необходимостью "эмоциональной подзарядки" ребенка посредством физического контакта. o Собственно фаза упражнения (12-15 месяцев) характеризуется переходом к вертикальному положению тела, способностью быстро передвигаться, развитием автономных функций Я. Это фаза исследования, самостоятельного освоения мира. o Подфаза нового сближения (15-24 месяца) сопровождается возрастающей когнитивной, моторной и эмоциональной дифференциацией. Процесс осознания отделения от матери, "психическое рождение" ребенка создают условия для нового сближения. В возрасте 21 месяца кризис воссоединения с матерью преодолевается. o На подфазе консолидации индивидуальности и развития постоянства объектов (24-30 месяцев) у ребенка формируются внутренние репрезентации объектов и он способен, опираясь на эти внутренние образы, принять временную разлуку с матерью и оставаться спокойным.
Джон Боулби (1907-1990) находился под влиянием работ Мелани Кляйн и Анны Фрейд. Его работы хорошо известны в возрастной психологии. Предметом его исследования является поведение, обусловленное привязанностью. Боулби критиковал психоанализ за акцент на первичности базовой потребности младенца в пище и вторичности привязанности к матери. Он утверждает, что привязанность к матери первична и биологически обусловлена. Ребенок обладает пятью поведенческими реакциями (системами) - способностью сосать, плакать, улыбаться, цепляться и следовать, или ориентироваться. Если инстинктивные реакции пробуждены, а материнская фигура недоступна, возникает тревога разлуки, протестующие поведение, печаль, страдание. Идеи Боулби основаны на работе Г. Харлоу, который выступал против теории "корыстной любви" - ребенок любит мать как источник удовлетворения первичных потребностей. Харлоу провел эксперимент, в котором давал на выбор новорожденному детенышу макаки-резус 2 манекена: один - мягкий, приятный без еды; второй - проволочный, с молоком. Обезьянки ели на проволочном, но сразу же переходили к "мягкому", удобному. Вывод: телесный контакт и комфорт более важны, чем просто возможность поесть. Дж. Боулби описывает четыре фазы привязанности: 1) неразборчивая реакция на людей (от 0 до 3 месяцев); 2) фокусирование внимания на знакомых людях (3-6 месяцев); 3) интенсивная привязанность и активный поиск близости (6 месяцев - 3 года); 4) партнерское поведение (3 года - окончание детства). (подробнее об этом см.: Крэйн У., 2002. С. 72; Хоффмайстер. М., 2002. С. 144). Аналитики были согласны с результатами Боулби о способности младенцев к привязанности, но возражали против теории двойственных инстинктов и утверждения Боулби о том, что младенец переживает горе так же, как и взрослый (см. Хрестомат. 3.3).
|
| Цитата || Печать || Комментарии:2 | |
22:00 Сегодня я плохо спала, не могла |
Сегодня я плохо спала, не могла уснуть, расслабиться, просыпалась, как раз потому что чувствовала стыд, гнев и вину. И еще пыталась сама себя оправдать перед собой же. Это не похоже на одобрение себя. Немного о том что же было вчера и что меня заставило так беспокоиться. Ко мне в гости приходила приятельница, 2 года назад, мы были подругами. Сейчас как то удалились. Естественно, без ссор. Но я по прежнему считаю ее умной и интересной, просто по некоторым вопросам наши взгляды очень расходятся. А поскольку моя самооценка действительно несколько улучшилась, то я не считаю нужным и возможным подстраиваться под ее убеждения. Но я понимаю, что не так все идеально в том как я воспитываю своего ребенка, не так уж хорошо я и сама к себе отношусь. Мою приятельницу как раз и пугает то, что я порчу своего ребенка. И вчера она опять об этом заявила. Как по мне, это несколько перебор том плане, что она так СИЛЬНО этого боится. И я понимаю это так, что у нее самой какие то проблемы в этой области, раз она так болезненно реагирует. Хотя я тоже болезненно реагирую, когда в моем присутствии некоторые мамы бьют и оскорбляют своих детей. Я правда не бью и не оскорбляю, я наоборот очень его люблю и балую. Ему уже исполнилось на днях 4 года, но в садик мы не ходим. Одеваться он сам не хочет, я его одеваю. Еще моя мама его кормит из ложки часто, но я тут не могу с ней договориться, а так как у нас часто были конфликты на эту тему, то я решила, что будет меньше вреда, если я хотя бы в таких мелочах не буду ругаться. Короче проколов у нас действительно много. Но это меня не так уж сильно беспокоило. Да и я вроде как старалась делать то что могу и одобрять себя. Может это и не правильно. Но я пыталась. Что меня сейчас действительно волновало, так это некоторые проблемки со здоровьем и ребенка и моим. И еще то, что мне по большому счету уже давно ничего не хочется. Апатия, это наверное. Пытаюсь искать работу и ничего не выходит. И еще я поняла в очередной раз, что из-за низкой самооценки, я не могу даже внутри себя, прикинуть на себя ни интересной и высокооплачиваемой работы, ни достойного любящего меня мужчины. Тоесть я чувствую дискомфорт, когда представляю себя с интересной и высокооплачиваемой работой, или с достойным любящим меня мужчиной. То есть я не пускаю такого в свою жизнь, даже если бы моя ВС и прислала мне это на блюдечке, я либо пройду мимо, либо меня отбракуют. Ну и моим больным местом похоже оказалось, то что эта приятельница, сказала, что видит, что я отношусь к своему ребенку так, как моя мама относится к моему брату. А брат мой - алкоголик и несчастный человек. И уж меньше всего в жизни я бы хотела для моего сына такой жизни, как у моего брата. Но просто чувствуя вину и стыд, или даже пытаясь поступить правильно, без внутреннего понимания как и что мне делать, я думаю что никуда я не приду так. А вот куда идти, что делать и КАК, я не знаю. К тому же апатия моя мне говорит о том, что мира и понимания то в душе нету. Такая вот путаница. единственное что я поняла с уверенностью, это то, что мне нужно найти и делать то что мне сейчас интересно. И это важно, и для меня и для моего дитяти. Хотя я не совсем понимаю КАК это сделать, чисто технически у меня совсем мало времени, хотя я и не работаю, а только ухаживаю за ребенком.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:7 | |
00:39 Сегодня целый день не могу собраться |
Сегодня целый день не могу собраться с мыслями. Не могу понять чего хочу, вроде как ничего. Предложили утром мне чуть-чуть подработать, так я вот только что смогла ответить на письмо согласием. Уж не говоря о том, что сделать то что нужно там было.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:0 | |
22:37 Снег. И сразу настроение радостное. Вчера |
Снег. И сразу настроение радостное. Вчера и сегодня гуляли по снегу с ребенком. Что еще нужно для счастья!? Все прекрасно. Благодать.
|
| Цитата || Печать || Комментарии:3 | |
|
|
|