отрівок гельштальтній - роли отзівается
https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/2961-deti-iz-disfunkcionalnyh-semej
козлы отпущения » изначально взят из Библии. В иудаизме особое животное, которое, после символического возложения на него грехов всего народа, отпускали в пустыню в праздник Йом Киппур. Ритуал описан в Ветхом Завете (Левит, 16). В переносном смысле — идиома «козёл отпущения» означает человека, на которого возложили вину за неудачу для того, чтобы скрыть её настоящие причины. Поясняю «на пальцах» причины появления « козла отпущения ». Вот есть человек, у которого «все плохо»: зарплату уже который день на заводе задерживают, жена «пилит» каждый день, сын очередную двойку принес из школы. Да еще и ангина началась. Все плохо, внутри много обиды, гнева, злости, ярости, негатива. Кого винить во всем этом? Не себя же – это самоубийственно для самооценки. И тогда находится «козёл отпущения»: «Вот Вася – придурок. Опять инструмент запорол!». Высказал негатив – и на душе полегчало. И теперь Вася будет во всех негативных ситуациях в дальнейшем играть роль «козла отпущения». Конечно, в коллективах, где стараниями руководства установлена средняя зарплата по городу, есть хорошие условия работы и отдыха и т.д. Там , как правило, нет необходимости создавать «козла отпущения». Потому что количество хорошего и негатива уравновешены. Но, стоит в такой благополучной коллективе ухудшить условия – например, в два раза снизить зарплату, объявить сокращение штатов на 25% и т.д. То есть когда негатив начнет превышать позитивное и тогда – будьте уверены! – в скором времени образуется «козел отпущения». Потому что избыток негатива – нужно куда-то сливать.. И отсюда же понятно то, что если удалить одного «козла отпущения» из коллектива (уволить), то на его месте в скором времени образуется другой, новый. Ибо негатив по прежнему высок и его некуда девать. Кто-же находится в «г руппе риска », т.е. кого первым выберут на роль «козла отпущения»? По-моему мнению, это:
1) люди «со странностями». Вот сюда прямиком и попадают все ранее названные дети – дисфунктики. Как пример, для «потерянного» : «Чего-то странный он какой-то, вечно один, не общается ни с кем. Замышляет видать что-то недоброе». Или про «шута» : «Идиотские шутки у него какие-то.. да и вообще непонятный он». Ну, а про «козлов отпущения» и говорить нечего – прямая дорога для того. Чтобы стать тем, на кого извивается «праведный гнев» всего коллектива.
2) люди, которые УЖЕ имеют какие-то физические недостатки – хромые, увечные, больные. Как ни странно, уже имеющийся физический недостаток способствуют созданию роли «козла отпущения». Вспоминаем Квазимодо.
3) слишком успешные. Тут, конечно, сыграет роль зависть. «Надо кого-то уволить? Пусть это будет Петров – слишком уж у него все в жизни гладко»
4) и вообще все люди, чье поведение или внешний вид выбирается из общепринятых здесь, в данной местности и в данном коллективе. правил. То есть , в том числе, как пример – любой приезжий, любой человек иной национальности и т.д. Поскольку мир несовершенен, то роли «козлов отпущения» довольно распространенны. Причем на самых разных уровнях. В семье – это свой «козел отпущения», в школьном классе – свой. На уровне всей школы – свой. На уровне всего пласта образования – это, как правило, ПТУ. На уровне города – бездомные, в последнее время - милиционеры и т.д. На уровне страны и нации: В Индии – каста ачхут (неприкасаемых) , в Японии – каста Хинин (буквально — нечеловек). В США раньше (еще полвека назад)– это негры и индейцы. На межнациональном уровне - это евреи, цыгане (как в том анекдоте, «кто виноват, если в кране нет воды?») . Вообще люди (да и нации целиком) в роли «козла отпущения» могут вести себя по разному. Например, цыгане обычно бравируют своей «отверженностью». Негры до сих пор мстят «белой части населения» (о мести – чуть ниже) путем выторговывания себе пособий и прочих социальных благ. А еврейская нация выработала в себе необычайно сильные бойцовские качества с отчаянием загнанной в угол крысы, они нацелены на победу , ибо выбор невелик «либо победа – либо погибель». Теперь плавно перейдем ко второму вопросу – как «вытащить самого себя за волосы», и как это возможно.
|