mJournal
Форум · Участники · Журналы · Случайный журнал · rss ·
Главная -> Журналы -> *cat* -> 22 апреля 2014 -> Комментарии Журнал виден всем   
Уроки расставания и нахождения себя
 
22 апреля 2014
  22:44   Очень понравилась статья психологаЕкатерины Бойдек
О ТЕХ, КТО РАНО ПОВЗРОСЛЕЛ. НО ТАК И НЕ ВЫРОС.



Есть такие дети, которые слишком рано повзрослели. Повзрослели потому, что не было рядом с ними надежных взрослых, родителей, на которых можно положиться.





Пьющий, непредсказуемо, то пьяный, то трезвый папа.




Мама, которая оставляла в 5-летнем возрасте сидеть с братом-младенцем, и наказывала, если дочка недостаточно хорошо справлялась с «материнскими» обязанностями.




Папа, который мог внезапно прийти в ярость и избить.




Инфантильная мама, не способная к принятию решений, вечно обижающаяся, перекладывающая на ребенка ответственность за свое состояние.




Мама и папа, бурно выясняющие отношения, очень неустойчивая пара.




Не важно, какими именно они были. Важно, что они были непредсказуемы, и рядом с ними было небезопасно. А когда небезопасно, то очень много тревоги и беспомощности. Много настолько, что вынести в детском возрасте эти чувства, тем более в одиночестве – невозможно.




И тогда у ребенка рождается способность, которая помогает ему выжить. Он начинает очень внимательно наблюдать за родителями, пытаясь предугадать их поведение. И не только предугадать, но и повлиять на это поведение. «Если я сделаю так, то мама не будет ругаться». «Если я сделаю этак, папа придет трезвый».




Это иллюзорный контроль над другими, с одной стороны, очень важен, потому что позволяет детской психике не разрушиться окончательно. Вера в то, что он хоть как-то может контролировать поведение родителей, помогает справляться с отчаянием и беспомощностью. Когда безысходность от того, что происходит в семье,«накрывает» с головой, способом помочь себе часто является надежда «я смогу повлиять на родителей и переделать их».




И спасибо этим защитам, что помогли выжить в детстве. Но цена, которую платит человек, очень высока.




Во-первых, происходит некоторое «расщепление» психики. Одна часть, в которой и собраны все детские переживания беспомощности, зависимости, тревоги, отчаяния, «замораживается», зато гипертрофированно вырастает другая часть: псевдо-взрослая, контролирующая, ответственная за весь мир. Но поскольку невозможно заморозить одни чувства, не заморозив другие, страдает вся «детская», чувствующая часть.Такие люди часто выглядят «очень взрослыми» или выглядят как-будто застывшими, с какой-то маской на лице. Не редко, кстати, это маска «позитива».




Во-вторых, энергия, которой в детстве положено уходить собственно на детство, на познание себя и мира, оказывается направленной на тревожное познание-сканирование других. И про себя и реальный мир человек знает очень мало, его глубинные убеждения остаются теми же, что и в детстве. Внутри так и остается та, детская картина себя и мира: «Мир непредсказуем и небезопасен, а я в нем зависим и беспомощен».




В-третьих, поскольку ребенок не знает, что ему не по силам переделать родителей, что это невозможная задача – стать родителем своим родителям, он будет «неудачу» в переделывании принимать на свой счет: «я не справился, дело во мне». И вырастает он с ощущением, что он недостаточно хорош, что он мало старался, что он не справляется. Он будет стараться снова и снова, убегая ототчаяния и безвыходности. И снова сталкиваться с тем, что не справляется. От этого много вины и усталости.




В-четвертых, поскольку человек и так столкнулся с чрезмерной непредсказуемостью в детстве, он не может вынести ее еще больше. Поэтому он будет выбирать то, что ему привычно. Привычное, даже если оно ужасно, менее страшно, чем неизвестное. И выбирать такой человек будет (бессознательно, конечно), то, к чему он привык в родительской семье. Этим объясняется то, почему дети алкоголиков часто попадают в супружеские отношения с зависимыми людьми. Более здоровые отношения будут человеку неизвестны, тем и опасны.




В-пятых, ему очень тяжело будет избавиться от чрезмерного внимания к другим людям и чрезмерного контроля. Это то, чему он научился очень хорошо в детстве. И это будет мешать ему в отношениях ощущать себя, заботиться о своих потребностях. И будет мешать другим людям в отношениях с ним: либо они будут инфантилизироваться, переложат всю ответственность за себя на контролирующую «маму», либо чувствовать много злости и уходить из таких отношений.




Последствия чрезмерно раннего взросления и взятия на себя непосильной ответственности за исправление родителей можно перечислять еще долго. Одно понятно – жить с ними тяжело, очень много усталости.

Психотерапия с такими людьми – процесс долгий. Много времени может потребоваться, чтобы человек осознал, что пытаясь контролировать Другого, он убегает от собственных непереносимых чувств. Далеко не сразу человек может почувствовать себя в достаточно безопасной обстановке, чтобы вернуться к тем, «замороженным» чувствам отчаяния, тревоги, безвыходности. Вернуться, чтобы, наконец, оплакать невозможность что-то изменить, с чем-то справиться. Оплакать, чтобы принять: «я не могу контролировать родителей, я не могу контролировать мир. Это не моя ответственность. Это непосильная задача». Принять это для того,чтобы выделить, наконец, свое место в отношениях и свою ответственность: за себя и свою жизнь. Чтобы начать жить свою жизнь, прислушиваясь к своим желаниям, к своим чувствам. Жить в непредсказуемом мире и выдерживать непредсказуемость. И быть может даже начать ей радоваться и удивляться.




Автор: Екатерина Бойдек – практикующий психолог




P.S.




Читатель - Как же хорошо написано. Спасибо! А можно ли прийти к осознанию и принятию самостоятельно, через чтение правильных книг? Или только с психотерапевтом?




Екатерина - Есть некоторые сложности в том, чтобы прийти к чему-то самостоятельно. Какое-то понимание, конечно, возможно и после чтения. Но психика будет несмотря на понимание упорно действовать по-старому, потому что ей так безопасней. Психотерапевт не только и не столько дает больше понимания, сколько дает опыт других отношений, не похожих на те, что были в детстве и те, что привычно повторяются во взрослом возрасте. И в этих отношениях ПОСТЕПЕННО можно изменить привычные модели. А затем эти изменения произойдут и вне терапии.




И еще. К психотерапевту приходят те, кто зашел в тупик в попытке самостоятельно справится с чем-то. Некоторые в этот тупик и не попадают. А некоторые и нехотят на самом деле что-то менять:)




Читатель - И как же повзрослеть и какие критерии взросления существуют? Спасибо!




Екатерина - Взрослеют люди разными путями. Кому-то родители создали такие условия, что ребенок мог психологически повзрослеть. Кто-то уже во взрослом по паспорту возрасте идет к психотерапевту и, проживая то, что не прожито в детстве, постепенно взрослеет. Кого-то "взрослят" трагические обстоятельства жизни, когда он понимает, что он не в силах что-то контролировать, как бы не тревожился.




Критериев отличия психологически "взрослого" от "ребенка" я бы навскидку назвала несколько:


1. Взрослый независим. То есть, конечно, если он кого-то или что-то любит, к чему-то привязан, он будет эмоционально откликаться на то, что с ними происходит. Но при этом у него нет такой зависимости, как у ребенка. Ребенок зависит от взрослых. И он готов как угодно себя покалечить, "обрубить" - лишь бы они его не бросили. Взрослый в этом смысле всегда может выбрать себя. Сожалея о том, что это может причинить боль другому. Может быть, очень грустя о том, что другой не выдерживает его выбора и уходит. Но он может выбирать себя, несмотря на страх и грусть одиночества. А иногда и выбрать другого. Осознавая, что это его выбор. Он - хозяин, у него власть.


2. Взрослый также понимает, что другой человек может совершать выборы, которые ему не нравятся.Что другой - отличается от него. Взрослый может грустить, злиться и как угодно реагировать на отличие другого, но он не пытается им манипулировать.


3. Взрослый хорошо разделяет свою ответственность и ответственность других. Он не отвечает за других людей, если это не его дети. И даже за детей он отвечает потому, что это его выбор.


4. Взрослый может выдерживать амбивалентность чувств, может выдерживать тревогу, может выдерживать столкновение с экзистенциальными данностями жизни (неопределенностью, смертью, свободой, одиночеством и др.)

В общем - как-то так. И еще добавлю, взрослый имеет полное право регрессировать к психологическому состоянию ребенка :) Ибо он несовершенный человек :)




Источник:http://katya-boydek.livejournal.com/8067.html?fb_action_ids=701678759892325&fb_action_types=og.recommends



| Цитата || Развернутый вид || Печать || Комментарии:0 |

« Предыдущая запись   Следующая запись »

Нет комментариев к выбранной записи.

  Добавить комментарий
Информация о Госте
Введите Ваше имя
  Кнопки кодов
 Расширенный режим
 Нормальный режим
  Введите сообщение
Смайлики
t2450  8-)  :mashetkepkoj: 
t2457  m0149  m159 
m0166  :praising:  :handshake: 
:buket1:  :choir1:  :skalka: 
:zastenchiv:  :spring1:   
Показать всё

· Проверить длину ·
· Помощь по кодам ·
 
Вам запрещено использовать коды в сообщениях
 
 
*cat*


Форумчанин


Регистрация 18.09.2013
E-mail Отправить
Приват Отправить
WWW Нет данных
ICQ Нет данных
Профиль Перейти
Рейтинг
Рейтинг: 5,0    Голосов: 3
Список друзей
Журнал Осень-ЛА...
Либи Осень
Календарь
апрель 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Статистика
Просмотры
Сегодня: 10
Всего: 196095
Хосты
Сегодня: 10
Всего: 84318
Последний комментарий
[5] Раз в год захожу сю...
18.10.2018 21:46
Написал: Своя
[4] Два дня до нового г...
30.12.2017 15:48
Написал: Pinky_Fox
[3] Итоги 2017.
29.12.2017 13:36
Написал: *cat*
[2] Мне вчера стало так...
28.12.2017 14:32
Написал: Своя
[2] Захотелось сделать ...
13.11.2017 10:19
Написал: Своя
[3] была второй раз в ж...
28.11.2016 19:14
Написал: Sun_shine
[1] вчера была в полном...
21.03.2016 05:53
Написал: Юлл
[1] Я в постоянной трев...
13.02.2016 00:24
Написал: Suis
[1] и опять двадцать п...
20.01.2016 12:41
Написал: Рыжая
[1] мои планы и цели на...
30.12.2015 23:26
Написал: Серргей