ОТЧЁТ О ПОЕЗДКЕ ЧЛЕНОВ ВДА НА СЕМИНАР ПО ТРЕЗВЕННОСТИ 19.11.2018

Всем привет!

В ноябре на почтовый ящик Московской Интергруппы пришло письмо от диакона Русской Православной Церкви с приглашением представителям ВДА выступить на семинаре по трезвенности, который был приурочен к Съезду Епархиального отдела по трезвенной работе Московской областной епархии.

В мероприятии участвовали священники из всех районов Московской области - ответственные за развитие трезвенной работы у себя на местах. Также присутствовали председатели обществ трезвости Москвы и Подмосковья, члены обществ трезвости и иные люди, погружённые в контекст трезвенной работы.

У членов оргкомитета семинара было пожелание, чтобы на этом семинаре было рассказано о ВДА - кто они такие, какие в жизни этих людей бывают проблемы и, самое главное, - как эти проблемы решаются - как работают группы ВДА, как они помогают людям. В качестве итогов визита приглашавший нас член оргкомитета мероприятия видел возможности открытия групп ВДА при храмах Подмосковья, налаживание связей и взаимопонимания. Также одним из результатов, на который рассчитывал диакон, был, цитирую: «Также те, кто вас услышат, смогут направлять на уже существующие группы ВДА тех людей, которые относятся к категории "ВДА", и которым необходима помощь!»

Чуть забегая вперёд, скажу, что, по моему мнению, большинство этих ожиданий сбылось.

Ну а пока члены МИГ приняли решение сделать запрос группам московского региона на предмет того, кто из их членов был бы готов поехать на семинар, чтобы донести весть о нашем Сообществе. После запроса группам последовала стадия голосования за тех, кто выразил готовность, и в итоге было принято групповое решение о том, что на мероприятие поедут два члена группы «Единство» (бывшее название - “В четверг на Тульской») - Роман Д. и Роман Л.

Сессия, посвящённая ВДА, закрывала первый день семинара (он шёл два дня - 19 и 20 ноября). Мы решили приехать пораньше, чтобы почувствовать дух мероприятия, понять аудиторию, возможно с кем-то познакомиться и пообщаться. Прибыв на место, мы встретили знакомых - членов АА (чья сессия проходила непосредственно до нашей) и одну анонимную сестру, которая трудится в структуре Епархиального отдела по трезвенной работе. В кулуарах мероприятия до нашей сессии мы успели поговорить с представителями церкви и реабилитационной сферы - всегда интересно понять видение непрограммных людей на проблемы зависимости и созависимости, даже если в итоге приходишь к выводу, что это видение резонирует с пониманием проблемы и решения, которые закладываются в 12-шаговом сообществе.

Говоря непосредственно о нашей сессии, каждый из нас принял решение построить свою часть выступления в формате мини - спикерского - рассказа о своей истории. Длительность нашей сессии была один час, поэтому у каждого было порядка 20 минут выступления, другие 20 минут отводились на вопросы со стороны аудитории.

Наверное не ошибусь, утверждая, что у нашего Сообщества, в отличие от тех же АА - относительно небольшой опыт участия в подобных событиях. Представители АА в своей сессии были сфокусированы больше на «бизнесе» - вывели на экран слайды, которые доносили до аудитории информацию о масштабе Сообщества, подтверждали успешный опыт сотрудничества с Русской Православной Церковью, кратко раскрывали суть 12 шагов. В презентацию были также вплетены и эпизоды личной истории спикеров, но скорее факультативно. Возможно в будущем, когда наше Сообщество наберёт больший опыт участия в подобных форматах, и о нас будут знать больше, нам тоже стоит подготовить более формальную презентацию о себе, чтобы иметь возможность структурированно рассказать о наших истории, масштабе, шагах, традициях, ключевых понятиях.

Но не имея на данный момент такой презентации на руках, мы, как я писал выше, постарались донести информацию о сути Сообщества через личные истории. Да, после сессии мы получили информацию о том, что такой формат был принят не всеми: кто - то увидел в этом «исповедь», но так и не понял, какую ценность приносит Сообщество конкретному человеку. К этой обратной связи мы отнеслись нормально, понимая, во-первых, что понравиться всем невозможно, во-вторых - то, что проблема взрослого ребёнка настолько глубока и, на первый взгляд, обтекаемая, что её нельзя донести до 100% аудитории со 100% же ясностью за 40 минут. Но при этом это не означает, что в будущем члены Сообщества, которым будет доверена подобная роль, не могут поэкспериментировать. Возможно, на уровне МИГа или РКО целесообразно обсудить вопрос создания базовой презентации о нашем Сообществе, которая будет регулярно изменяться и дополняться - как раз для использования при контактах с заинтересованными представителями общественности (со стороны церкви, медицины, реабилитационных и терапевтических индустрий итд).

В итоге каждый из нас рассказал свою историю. Возвращаясь к формату, здесь есть ещё и технический аспект. Как я писал, наша сессия замыкала первый день семинара. В течение дня участники семинара получили много информации. Как часто бывает на мероприятиях, не всегда подача этого материала была живой. Проще говоря, люди устали. Если в этих условиях в конце дня мы предложили бы что-то монотонное и формальное, то, с большой долей вероятности, потеряли бы аудиторию. В ходе выступления было видно, что подача личной истории «держит» зал, в котором присутствовало порядка 80 человек. Важно было и то, что оба «посла» ВДА имеют опыт церковной жизни - это помогло идентификации. В каждом спикерском аккуратно, но прямо прозвучала мысль о том, что до прихода в Сообщество церковная жизнь, включая Таинства, не помогла исцелить последствия детской травмы, и мы продолжали, каждый по своему, отыгрывать свою дисфункцию в жизни. И мне, и Роману это было важно подать, так как в своём опыте мы не раз сталкивались с отношением священнослужителей к работе в 12-шаговых сообществах, как к чему-то «несерьёзному», «песочнице» по сравнению с духовными дарами, которые могут быть переданы человеку через церковную жизнь. В своей истории Роман сделал отсылку к мысли, которую в разных формулировках излагал митрополит Антоний Сурожский: «Чтобы приобщиться Божественной природе, надо для начала стать человеком». Невозможность «прыжка» из ложной личности в состояние соединённости с Богом - это то, что непонятно большинству священнослужителей. Когда я живу на чертах выживания, я существую будто в коконе, через который не могут проникнуть и по-настоящему повлиять на моё сердце никакие духовные установки, приводящие меня к Силе, более могущественной, чем я.

Также и Роман, и я подчеркнули, что, благодаря плодам программы, изменилась и наша жизнь внутри церкви - появились ощущения любви и доверия, а вместе с ним пришла живость, заместив прежний формализм. Когда я размышлял о том, как построить изложение своей истории, для меня было важно не пытаться слишком понравиться аудитории, не кричать через свою принадлежность к церкви о том, что я «свой», но преподнести церковную жизнь как часть идентификации, а не инструмент подстраивания под публику. Мне показалось, что в итоге церковная тема была сбалансированно использована в выступлениях: и для того, чтобы показать, что программа добирается туда, куда «инструменты” церковной жизни не добираются, и для того, чтобы продемонстрировать, что и жизнь в Сообществе, и жизнь в Церкви - это не противоречащие друг другу сферы, а две стороны духовной жизни.

Нашу сессию закрыл пригласивший нас на мероприятия диакон - активный член Епархиального отдела по трезвенной работе. Его 5-7 минут выступления стали очень важной частью рассказа о ВДА. Диакон выступил в качестве протагониста нашего Сообщества и, что крайне важно и ценно, говорил с аудиторией на её языке, опираясь на реалии приходской жизни.

Что касается итогов, то, полагаю, их можно разделить на быстрые и отложенные во времени. Что касается быстрых итогов, то после нашего выступления были раскуплены все экземпляры БКК, которые были на книжном развале мероприятия (4 книги):) А также - околопрограммная книга о взрослых детях алкоголиков Дженет Войтиц. После нашей сессии прошёл ужин, закрывающий первый день семинара. Роман и я сидели за разными столами, в компаниях разных людей. За моим столом из 5 собеседников были 4 священнослужителя. Если сказать просто, то люди раскрылись. Я почувствовал, что в этот момент ушла «броня», желание привести только что услышанное от нас к какому-то привычному для них знаменателю, как-то «подравнять» нас. Напротив - они охотно, простым языком, с юмором, где было уместно, делились своим пастырским опытом. Прямо признавали (без надрыва и чувства вины, а просто спокойно говоря об этом), что им не хватает в их каждодневной пастырской практике понимания тех проблем, связанных с последствиями детских травм, о которых мы рассказали. К ним приходит много таких людей, и пастыри, в силу недостатка информации и личного опыта, предлагают им одни и те же средства, доступные в церкви. Но «кокон» взрослого ребёнка, о котором я писал выше, приводит к тому, что это общение пасомого взрослого ребёнка и пастыря в церковной ограде превращается в бег по кругу: одни и те же проблемы - одни и те же неработающие решения - и так раз за разом. Иногда это приводит к трагедиям: один священник рассказал, что к нему приходила женщина, которая регулярно жаловалась на то, что муж пьёт, и регулярно, судя по всему уходила с рекомендацией, не содержащей в себе действия для решения этой проблемы. Одним вечером эта женщина зарезала своего мужа, когда тот, в состоянии опьянения, бил их маленькую дочь. Суд признал состояние аффекта за этой женщиной и не назначил наказания, связанного с лишением свободы, но этот случай глубоко тронул пастыря. Он понял, что “игра» с этой тематикой или формальное к ней отношение может принести реальный ущерб окружающим людям. С тех пор он начал интересоваться темами зависимостей, отношений в дисфункциональных семьях, в частности - проявил большой интерес к нашему выступлению.

Если продолжить говорить об итогах, то в качестве долгосрочных мы ещё увидели более широкие возможности для открытия групп на базе храмов и монастырей. Пригласивший нас диакон прямо предложил свою помощь в поиске помещений в Московской области. Кроме того он готов поделиться организационными наработками групп трезвости в этом регионе. Они стараются открывать группу, покрывающую всю ветку железнодорожного направления. Например, для покрытия ветки Ленинградского направления открыта группа в Химках. От станции до храма, где проходит группа - примерно 10 минут ходьбы, и после собрания члены группы, живущие по ветке в сторону области, могут относительно комфортно по времени добраться домой. Вполне возможно тем членам ВДА, которые захотят открывать группы в области, может быть полезна не только помощь с помещениями, но и такого рода опыт людей, активно развивающих формат групп самопомощи в регионе.

Завершая рассказ, большую пользу мы увидели в том, что о нас узнали. Узнала группа людей - священнослужителей, пастырей, которые каждый день слышат о проблемах взрослых детей, от самих взрослых детей. Если сказать чуть высокопарно, то для некоторых служителей церкви произошёл Первый Шаг:) в том плане, что они признали своё бессилие перед проблемами травмированных людей, но зато узнали место, куда они могут направлять таких людей для того, чтобы получить возможность выхода из замкнутого круга. Важный и тонкий момент, о котором, впрочем представители церкви вполне открыто говорят - среди самих священнослужителей очень высока доля взрослых детей. В нашем Сообществе есть выздоравливающие священнослужители, возможно их число пополнится. А насколько выздоравливающий священнослужитель сможет оказаться полезнее для своих окормляемых - взрослых детей...? Мы получили предложение о помощи в открытии групп в Подмосковье на базе приходов. Получили как Сообщество ценный опыт в работе с общественностью, в частности - с профессиональной группой священников. Завязались частные контакты, которые в будущем, вполне возможно, приведут к полезному сотрудничеству. В частности присутствовавшие на семинаре члены АА через несколько дней после семинара пригласили Романа на спикерское, так как услышанное нашло у них сильный отклик. Вообще, этим форматом - честной личной историей - мы постарались в первую очередь достучаться до сердец аудитории, нежели чем до головы. Поверили в то, что именно так будет правильно в этот раз и, судя по обратной связи, не ошиблись.

В заключение хочется поблагодарить членов МИГа, доверивших Роману и мне эту миссию, предоставив свободу исполнения, ответственность и, что так же немаловажно, бюджет. Обсуждая через несколько дней послевкусие от поездки, мы сошлись в едином ощущении, что на семинаре мы были как бы вдвоём, но ясно чувствуя за спиной поддержку всего Московского сообщества.

Роман Л.

_____________
Счастье - это сейчас!