mJournal
Форум · Участники · Журналы · Случайный журнал · rss ·
Главная -> Журналы -> lianita24 Журнал виден всем   
lianita24
 
Страницы: (15) « Первая ... 11 12 [13] 14 15 
05 мая 2016
  01:17   
НАЧАЛО: ЧАСТЬ 1 - ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОЖЬ

Нарциссизм или «я – это моя вселенная»
Название этого расстройства произошло от героя греческой мифологии Нарцисса, который, согласно легенде, увидел в воде своё изображение, в которое влюбился, не смог оторваться от созерцания своей красоты и умер от тоски. После смерти был превращен богами в цветок нарцисс.

Обычно это расстройство характеризуется убеждённостью больного в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; не умением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие ему (ей) завидуют.

Психологи едины во мнении, что появление такого расстройства снова же – из детства. Основное условие развития нарциссического характера: родители не видят (не хотят видеть) реального ребёнка, новое «Я», по-своему входящее в эту жизнь, а проецируют на свое «изделие» свои страхи, несбывшиеся надежды, неудачи, мечты. Особенно ярко это проявляется в семьях, где ждали рождения мальчика для «продолжения рода», а рождались как назло одни девочки, и вот, наконец-то, родился ОН! Ребенок, выращиваемый «с целью», будет постоянно, явно или косвенно, оцениваться — и критиковаться, если он недостаточно хорошо этой цели соответствует.

Пример в анекдоте:
- Какая у Вас славная пара детишек. Сколько им лет?
- Очень мило с Вашей стороны. Адвокату три года, а доктору четыре с половиной.

В результате, взрослый нарцисс совершенно не переносит критики и сразу же, не рационализируя, перебрасывает критику на критикующего или того, кто только кажется ему критикующим. Эта непроизвольная реакция отторжения тоже из детства.

Общаться, а тем более жить с нарциссами достаточно трудно. Но распознать их легко по ярко выраженным симптомам.

Типичное поведение человека, больного нарциссизмом:
• Повышенная чувствительность к критике. Отвечает на критику гневом и перебрасывает её на критикующего.
• Образ жертвы – мне не дали шанса проявить себя/моя гениальность непонята и непризнанна. Особенно ярко проявляется в случаях с неразделённой любовью – возможно создание образа жертвы, который будет гордо пронесён в течение всей жизни.
• Для нарцисса, в сущности, нет людей, кроме него. Другие — лишь зеркала, подтверждающие факт бытия нарцисса, и лишь в этом их предназначение и горькая жизненная необходимость.
• Обычно рассказывает, что всё в жизни плохо. Требует вашего участия, внимания и поддержки. Эмоциональный вампир – ему всегда мало.
• Убеждённость в том, что «весь мир мне должен». Польза от нарцисса или отдача им своих сил на благо других людей не рассматривается, это вообще даже не вопрос – ведь он и так гений и все должны быть благодарны ему только за его существование!
• Идеализация людей (особенно нравящихся им людей противоположного пола). Идеализированный, правда, при ближайшем рассмотрении оказывается тоже не без изъянов — и моментально обесценивается. Многие нарциссы не зацикливаются на этом разочаровании, а быстренько подыскивают очередной объект идеализации — и обесценивают его.
• Нарцисс нещадно эксплуатирует и опустошает людей, которые подпитывают его чувство идентичности и самоуважения своим подтверждением, восхищением и одобрением. Для нарцисса это не «подпитка», как в норме, а «основное питание». Его мучает неодолимый нарциссический голод, поскольку нарцисс, в сущности, пуст внутри, его истинное «Я» осталось в зачаточном состоянии, непризнанное родителями.
• Плохо понимает юмор. Шутки о себе воспринимает с обидой или игнорирует. Неспособен относиться к себе с юмором, неспособен на самокритику.
• Может быть «трудоголиком» - загружает себя настоящими или мнимыми делами. Таким образом он предстаёт перед окружающими страшно важным и недоступным человеком, что на самом деле является только фиговым листом – зачастую нарциссы подвержены сильнейшей депрессии, которую они пытаются скрыть.
• Любит только себя. Если оказывает вам знаки внимания – значит, ему от вас что-то нужно. Обычно это «что-то» из области «на показ»: власть, богатство или внешняя красота.
• Внешняя сторона жизни для нарцисса гораздо важнее, чем внутренняя. Он всегда красиво одевается, себе любимому ни в чём не отказывает. Дружить предпочитает с людьми важными, богатыми и красивыми.
• Если и делает что-то для вас, то только с целью посадить вас на эмоциональный поводок, подчинить себе для того, чтобы контролировать и манипулировать – это даёт нарциссу чувство уверенности в себе, т.е. эмоциональное «питание».
• Никогда не скажет, что кого-то любит. Это относится даже к самым близким людям – супругам, детям. Помните, что этот человек любит только себя.
• Драматизм. Для привлечения внимания к себе будет драматизировать любую, даже самую обыденную ситуацию. Использует жесты, вздохи, мимику (лицо несчастного Пьеро), многоточия в переписке, любые другие способы показать как ему плохо.
• В случаях, когда у вас действительно тяжелая ситуация, не ждите поддержки. Нарцисс не способен сопереживать. Он придумает отвлекающий маневр и ваше внимание снова будет уделено ему, даже когда вам плохо.
• Когда кто-то из близких совершает ошибку, нарцисс использует такую ситуацию для возвеличения себя и чтобы указать другим - как они ничтожны. Его не остановит то, что ошибся его собственный ребёнок – он будет втоптан в грязь.
• Если знает ваше больное или слабое место, то будет бить по нему под видом «сопереживания» или «участия». В результате, вы будете чувствовать себя хуже.
• Нарцисс никогда ни перед кем не извинится. Извинение – признак слабости в его глазах, так как это признание вины. А нарцисс никогда ни в чём не виноват – виноваты все вокруг, кроме него. Если вы получите извинение, то обычно в такой извращённой форме, что в конце вы сами будете извиняться перед нарциссом, он сумеет довести вас до этого.
• Если у нарцисса есть возможность заставить вас почувствовать вину, то он будет использовать её до победного конца. Даже в ситуациях, когда нормальный человек сказал бы «да ничего страшного», нарцисс не упустит шанса унизить другого.

К счастью, эта патология поддаётся лечению. К сожалению, лечение возможно только у профессионального психолога, никакими нравоучениями и примерами нарцисса не убедишь и не исправишь. Многие нарциссы — вполне преуспевающие люди, добившиеся высот в политике, финансовой или любой другой деятельности. Внешне все очень хорошо, пока они на пике своей «грандиозной» мечты. Но даже и в этом случае нарциссу не стоит завидовать, поскольку внутренняя цена нарциссического голода редко доступна наблюдателю.

Что делать нам, не психологам, встретившим такого человека? Жена одного из «нарциссов» выяснила, что добиться чего-либо от её мужа можно только одним способом: доказать ему, что сделав то-то и то-то, он получит выгоду/улучшит свой образ в глазах окружающих. Некоторые люди, рассказывая о своём опыте общения с нарциссами, признаются в том, что даже работать с ними в одном офисе было невозможно, пришлось сменить место работы.

Вот несколько советов о том, как сохранить своё психическое здоровье:
• Предупреждение: часто нарциссов трудно распознать сразу. Вы заметите заболевание только в случае, когда вы прекратите эмоционально питать нарцисса по какой-то причине.
• Для установления диагноза, задайте себе несколько вопросов: чувствую ли я себя раздражённой? Часто ли нахожусь в депрессивном состоянии? Чувствую ли я себя обесцененной и недостойной? Переношу ли я свои злость и негодование на других людей? Забыла ли я о себе и больше не делаю ничего приятного для себя, а только то, что нужно ему? Если вы отвечаете «да», то вы состоите в отношениях с больным нарциссизмом.
• Помните, что этого человека не изменить. Центр его вселенной – он сам.
• Не надеяться на понимание, сострадание и обычные человеческие реакции. Нарцисс уделяет внимание только тому, что каким-то образом относится к нему. Это не просто плохая привычка, а составная заболевания – когнитивная неполноценность.
• Потакание его требованиям внимания к себе порождает только больше требований с его стороны. Вы «сдались» и стали источником эмоционального питания.
• Рационализация поведения нарцисса и жалость к такому человеку выльется только в выполнение его требований и продолжение замкнутого круга эмоционального вампиризма. Нарцисс не испытывает чувства сострадания и не поймёт вашей жертвы, ведь он получил желаемое!
• Помните, что нарцисс никогда не пойдёт на компромисс. Он всегда прав, а вы всегда в чём-то виноваты. В основном в том, что он несчастлив и ему плохо.
• Бегите, убегайте как можно дальше от нарцисса. Повторяю: бегите без оглядки!
• Нарцисс ничего не добавит в вашу жизнь, он способен только потреблять. Поэтому встряхнитесь, оторвитесь эмоционально и бегите от такого человека как можно быстрее.
• Помните, что вы не обязаны делать нарцисса счастливым – счастливым он может сделать себя только сам. Вы ничего ему не должны.
• Лучший способ – полное игнорирование нарцисса с вашей стороны если позволяет ситуация.
• Живите своей жизнью (а вы почувствуете себя намного лучше, оборвав отношения) и будьте счастливы!





| Цитата || Печать || Комментарии:0 |

29 октября 2016
  07:42   Абсцесс (гнойник) — беспокоящие
Таблица, что может быть причиной болей и болезней.
Ну сказать по честному, рак у меня уже был, а это может быть не прожитая обида на родителей и вот артрит тоже начинается. Грустно.
http://mtdata.ru/u23/photoB165/20449969834-0/original.jpg#20449969834
user posted image

[img]http://www.liveinternet.ru/users/enigmatica/post363098349/[/img]
[img]http://mtdata.ru/u23/photoB165/20449969834-0/original.jpg#20449969834[/img]
[img]http://mtdata.ru/u23/photoB165/20449969834-0/original.jpg[/img]
Абсцесс (гнойник) — беспокоящие мысли об обидах, пренебрежении и мести.
http://www.liveinternet.ru/users/enigmatica/post363098349/
Аденоиды — трения в семье, споры. Ребенок чувствует себя нежеланным.

Алкоголизм — низменные цели не удовлетворяют душу, в результате чего приходит чувство собственной бесполезности и слабости. Непонимание своих обязанностей перед семьей и обществом лишает человека чувства любви, и он ищет удовлетворение в алкоголе.

Аллергия — негативное отношение к кому-то из окружающих. Отрицание свободы воли и нежелание поступать правильно.

Аппендицит — страх за содеянное, негативное отношение ко всему хорошему в жизни.

Артрит — постоянные обиды, эгоистичное требование любви к себе.

Бородавки — ненависть, оскорбление других.

Бронхит — нервная атмосфера в семье, споры и крики.

Варикозное расширение вен — пребывание в ненавистной ситуации, чувство задавленности работой.

Глазные болезни — не нравится то, что вы видите в собственной жизни; боязнь увидеть себя в истинном свете, неспособность смотреть вперед с радостью.

Глухота — нежелание слушать правду.

Желчнокаменная болезнь — горечь, тяжелые мысли, проклятия.

Желудочные болезни — боязнь нового, неспособность усваивать новое.

Киста — постоянное прокручивание в голове прежних обид.

Повышенное давление — нерешенные, застарелые эмоциональные проблемы.

Пониженное давление — дефицит любви в детстве. Пораженческое настроение: «все равно ничего не получится».

Почечные камни — сгустки нерастворенного гнева.

Радикулит — лицемерие. Страх за деньги и за будущее.

Рак — глубокая душевная рана, старая обида. Важная тайна или большое горе не дают покоя, пожирают. Постоянное чувство ненависти, нежелание простить.

Селезенка — постоянная одержимость, навязчивые идеи.

Сердечный приступ, инфаркт миокарда — изгнание из сердца радости ради денег или карьеры.

Шум в ушах — нежелание слышать внутренний голос, упрямство. sad.gif



| Цитата || Печать || Комментарии:0 |
  08:00    таблица работы с осуждением: 1
таблица работы с осуждением:

1 ситуация

2. Что я знаю лучше оппонента?

3 выговорил ли я

4 принял или нет ситуацию

5 подобный мой опыт параллельный

6 выговорил ли я ВС

7. выговорил я зеркалу

8 нужно ли сказать оппоненту

9 мотивация моего оппонента,

10 моя мотивация

11 время ли расставаться

12 готов ли я поменять отношения, друзей

13 прав ли я

14 правило бабы яги

15 посочувствовал ли я




| Цитата || Печать || Комментарии:0 |
  08:03    11:15
11:15 таблица границ :
таблица границ :


1 колонка - ситуация,

2 мне это надо?

3 какой дискомфорт я ощущаю

4 какие потребности ущемлены

6 страхи,

7 что сделать

8 чего просить.

9 время ставить границы, если есть:
– сломленность
– гнев
– депрессия
– уязвлённость
– ощущение, что вами воспользовались
– сильное утомление

10 Для сравнения можно взять границы других людей.



| Цитата || Печать || Комментарии:0 |

19 апреля 2017
  03:04    СКАЗКА О ПРОЩЕНИИ —

СКАЗКА О ПРОЩЕНИИ

— Я не прощу, — сказала Она. – Я буду помнить.
— Прости, — попросил ее Ангел. – Прости, тебе же легче будет.
— Ни за что, — упрямо сжала губы Она. — Этого нельзя прощать. Никогда.
— Ты будешь мстить? – обеспокоенно спросил он.
— Нет, мстить я не буду. Я буду выше этого.
— Ты жаждешь сурового наказания?
— Я не знаю, какое наказание было бы достаточным.
— Всем приходится платить за свои решения. Рано или поздно, но всем… — тихо сказал Ангел. — Это неизбежно.
— Да, я знаю.
— Тогда прости! Сними с себя груз. Ты ведь теперь далеко от своих обидчиков.
— Нет. Не могу. И не хочу. Нет им прощения.
— Хорошо, дело твое, — вздохнул Ангел. – Где ты намерена хранить свою обиду?
— Здесь и здесь, — прикоснулась к голове и сердцу Она.
— Пожалуйста, будь осторожна, — попросил Ангел. – Яд обид очень опасен. Он может оседать камнем и тянуть ко дну, а может породить пламя ярости, которая сжигает все живое.
— Это Камень Памяти и Благородная Ярость, — прервала его Она. – Они на моей стороне.
И обида поселилась там, где она и сказала – в голове и в сердце.
Она была молода и здорова, она строила свою жизнь, в ее жилах текла горячая кровь, а легкие жадно вдыхали воздух свободы. Она вышла замуж, родила детей, завела друзей. Иногда, конечно, она на них обижалась, но в основном прощала. Иногда сердилась и ссорилась, тогда прощали ее. В жизни было всякое, и о своей обиде она старалась не вспоминать.
Прошло много лет, прежде чем она снова услышала это ненавистное слово – «простить».
— Меня предал муж. С детьми постоянно трения. Деньги меня не любят. Что делать? – спросила она пожилого психолога.
Он внимательно выслушал, много уточнял, почему-то все время просил ее рассказывать про детство. Она сердилась и переводила разговор в настоящее время, но он снова возвращал ее в детские годы. Ей казалось, что он бродит по закоулкам ее памяти, стараясь рассмотреть, вытащить на свет ту давнюю обиду. Она этого не хотела, а потому сопротивлялась. Но он все равно узрел, дотошный этот дядька.
— Чиститься вам нужно, — подвел итог он. – Ваши обиды разрослись. На них налипли более поздние обиды, как полипы на коралловый риф. Этот риф стал препятствием на пути потоков жизненной энергии. От этого у вас и в личной жизни проблемы, и с финансами не ладится. У этого рифа острые края, они ранят вашу нежную душу. Внутри рифа поселились и запутались разные эмоции, они отравляют вашу кровь своими отходами жизнедеятельности, и этим привлекают все новых и новых поселенцев.
— Да, я тоже что-то такое чувствую, — кивнула женщина. – Время от времени нервная становлюсь, порой депрессия давит, а иногда всех просто убить хочется. Ладно, надо чиститься. А как?
— Простите ту первую, самую главную обиду, — посоветовал психолог. – Не будет фундамента – и риф рассыплется.
— Ни за что! – вскинулась женщина. – Это справедливая обида, ведь так оно все и было! Я имею право обижаться!
— Вы хотите быть правой или счастливой? – спросил психолог. Но женщина не стала отвечать, она просто встала и ушла, унося с собой свой коралловый риф.
Прошло еще сколько-то лет. Женщина снова сидела на приеме, теперь уже у врача. Врач рассматривал снимки, листал анализы, хмурился и жевал губы.
— Доктор, что же вы молчите? – не выдержала она.
— У вас есть родственники? – спросил врач.
— Родители умерли, с мужем в разводе, а дети есть, и внуки тоже. А зачем вам мои родственники?
— Видите ли, у вас опухоль. Вот здесь, — и доктор показал на снимке черепа, где у нее опухоль. – Судя по анализам, опухоль нехорошая. Это объясняет и ваши постоянные головные боли, и бессонницу, и быструю утомляемость. Самое плохое, что у новообразования есть тенденция к быстрому росту. Оно увеличивается, вот что плохо.
— И что, меня теперь на операцию? – спросила она, холодея от ужасных предчувствий.
— Да нет, — и доктор нахмурился еще больше. – Вот ваши кардиограммы за последний год. У вас очень слабое сердце. Такое впечатление, что оно зажато со всех сторон и не способно работать в полную мощь. Оно может не перенести операции. Поэтому сначала нужно подлечить сердце, а уж потом…
Он не договорил, а женщина поняла, что «потом» может не наступить никогда. Или сердце не выдержит, или опухоль задавит.
— Кстати, анализ крови у вас тоже не очень. Гемоглобин низкий, лейкоциты высокие… Я пропишу вам лекарства, — сказал доктор. – Но и вы должны себе помочь. Вам нужно привести организм в относительный порядок и заодно морально подготовиться к операции.
— А как?
— Положительные эмоции, теплые отношения, общение с родными. Влюбитесь, в конце концов. Полистайте альбом с фотографиями, вспомните счастливое детство.
Женщина только криво усмехнулась.
— Попробуйте всех простить, особенно родителей, — неожиданно посоветовал доктор. – Это очень облегчает душу. В моей практике были случаи, когда прощение творило чудеса.
— Да неужели? – иронически спросила женщина.
— Представьте себе. В медицине есть много вспомогательных инструментов. Качественный уход, например… Забота. Прощение тоже может стать лекарством, причем бесплатно и без рецепта.
Простить. Или умереть. Простить или умереть? Умереть, но не простить? Когда выбор становиться вопросом жизни и смерти, нужно только решить, в какую сторону ты смотришь.
Болела голова. Ныло сердце. «Где ты будешь хранить свою обиду?». «Здесь и здесь». Теперь там болело. Пожалуй, обида слишком разрослась, и ей захотелось большего. Ей вздумалось вытеснить свою хозяйку, завладеть всем телом. Глупая обида не понимала, что тело не выдержит, умрет.
Она вспомнила своих главных обидчиков – тех, из детства. Отца и мать, которые все время или работали, или ругались. Они не любили ее так, как она этого хотела. Не помогало ничего: ни пятерки и похвальные грамоты, ни выполнение их требований, ни протест и бунт. А потом они разошлись, и каждый завел новую семью, где ей места не оказалось. В шестнадцать лет ее отправили в техникум, в другой город, всучив ей билет, чемодан с вещами и три тысячи рублей на первое время, и все – с этого момента она стала самостоятельной и решила: «Не прощу!». Она носила эту обиду в себе всю жизнь, она поклялась, что обида вместе с ней и умрет, и похоже, что так оно и сбывается.
Но у нее были дети, были внуки, и вдовец Сергей Степаныч с работы, который пытался неумело за ней ухаживать, и умирать не хотелось. Ну правда вот – рано ей было умирать! «Надо простить, — решила она. – Хотя бы попробовать».
— Родители, я вас за все прощаю, — неуверенно сказала она. Слова прозвучали жалко и неубедительно. Тогда она взяла бумагу и карандаш и написала: Уважаемые родители!Дорогие родители! Я больше не сержусь. Я вас за все прощаю.
Во рту стало горько, сердце сжалось, а голова заболела еще больше. Но она, покрепче сжав ручку, упрямо, раз за разом, писала: «Я вас прощаю. Я вас прощаю». Никакого облегчения, только раздражение поднялось.
— Не так, — шепнул Ангел. – Река всегда течет в одну сторону. Они старшие, ты младшая. Они были прежде, ты потом. Не ты их породила, а они тебя. Они подарили тебе возможность появиться в этом мире. Будь же благодарной!
— Я благодарна, — произнесла женщина. – И я правда очень хочу их простить.
— Дети не имеют права судить своих родителей. Родителей не прощают. У них просят прощения.
— За что? – спросила она. – Разве я им сделала что-то плохое?
— Ты себе сделала что-то плохое. Зачем ты оставила в себе ту обиду? О чем у тебя болит голова? Какой камень ты носишь в груди? Что отравляет твою кровь? Почему твоя жизнь не течет полноводной рекой, а струится хилыми ручейками? Ты хочешь быть правой или здоровой?
— Неужели это все из-за обиды на родителей? Это она, что ли, так меня разрушила?
— Я предупреждал, — напомнил Ангел. – Ангелы всегда предупреждают: не копите, не носите, не травите себя обидами. Они гниют, смердят и отравляют все живое вокруг. Мы предупреждаем! Если человек делает выбор в пользу обиды, мы не вправе мешать. А если в пользу прощения – мы должны помочь.
— А я еще смогу сломать этот коралловый риф? Или уже поздно?
— Никогда не поздно попробовать, — мягко сказал Ангел.
— Но они ведь давно умерли! Не у кого теперь просить прощения, и как же быть?
— Ты проси. Они услышат. А может, не услышат. В конце концов, ты делаешь это не для них, а для себя.
— Дорогие родители, — начала она. – Простите меня, пожалуйста, если что не так… И вообще за все простите.
Она какое-то время говорила, потом замолчала и прислушалась к себе. Никаких чудес – сердце ноет, голова болит, и чувств особых нет, все как всегда.
— Я сама себе не верю, — призналась она. – Столько лет прошло…
— Попробуй по-другому, — посоветовал Ангел. – Стань снова ребенком.
— Как?
— Опустись на колени и обратись к ним, как в детстве: мама, папа.
Женщина чуть помедлила и опустилась на колени. Она сложила руки лодочкой, посмотрела вверх и произнесла: «Мама. Папа». А потом еще раз: «Мама, папа…». Глаза ее широко раскрылись и стали наполняться слезами. «Мама, папа… это я, ваша дочка… простите меня… простите меня!». Грудь ее сотрясли подступающие рыдания, а потом слезы хлынули бурным потоком. А она все повторяла и повторяла: «Простите меня. Пожалуйста, простите меня. Я не имела права вас судить. Мама, папа…».
Понадобилось немало времени, прежде чем потоки слез иссякли. Обессиленная, она сидела прямо на полу, привалившись к дивану.
— Как ты? – спросил Ангел.
— Не знаю. Не пойму. Кажется, я пустая, — ответила она.
— Повторяй это ежедневно сорок дней, — сказал Ангел. – Как курс лечения. Как химиотерапию. Или, если хочешь, вместо химиотерапии.
— Да. Да. Сорок дней. Я буду.
В груди что-то пульсировало, покалывало и перекатывалось горячими волнами. Может быть, это были обломки рифа. И впервые за долгое время совершенно, ну просто ни о чем, не болела голова.



| Цитата || Печать || Комментарии:2 |
  03:05    вот нашла стихотворение, может кому отзовется
вот нашла стихотворение, может кому отзовется

28 июля 2015 г. ·
"Про дыру"
Хочешь гляди, а не хочешь, так не гляди:
Я уродилась с огромной дырой в груди.
И чтоб ночами от ужаса не кричать,
Все родные решили не замечать.
Доктор, порассмотрев на стене ковры,
Через меня, сообщил мне, что нет дыры.
Мама навешала елочной мишуры.
Папа велел мне стыдиться своей хандры.
Я лила в нее кофе, несла цветы,
Чтобы как-то спасаться от пустоты.
Я вставляла туда мужчин, подруг,
Книги, идеи, работу и все вокруг.
Складывала конфеты и шоколад
Тоннами. А потом листовой салат.
Мужа, ребенка, машину, свои мечты,
Яркие безделушки, смартфон, кресты.
Позже болезни. С надеждой смотря вокруг,
Преданным взглядом, искала, ну где тот друг,
Принц, целитель, гуру или святой,
Кто мне поможет справиться с пустотой.
Сразу была готова впустить любя
Первого встречного, но не саму себя.
Будто собака голодная в конуре,
Будто бы нищенка у проходных дверей.
Стыдно подумать, что делала, где спала
С кем ночевала, что ела, о чем врала.
Как наутро, сделав приличный вид,
Всем говорила, что вовсе и не болит...
В новых платьях, дыхание затая,
Тайно мечтала, что я, наконец, - не я.
Красила волосы в неисправимый цвет,
Рьяно старалась нарушить любой запрет.
Годы идут, и я снова ответ ищу.
Радуюсь разному, и о больном грущу.
Рая не будет. Но кажется, будто свет
Светит мне в душу. И в ней говорит поэт.
Ну, а когда недостаточно света дня,
Луч пробивается будто бы из меня.
Через мою дыру, словно в лупу дней,
Люди рядом видят себя ясней.
Сами приходят и часто благодарят.
Вечно в нее мне что-нибудь говорят.
Дети целуют краюшки пустоты,
И доверяют мне тайно свои мечты.
Кто-то (вот это истинно удивил!)
Даже признался моей пустоте в любви.
Как-то художник пришел и, разинув рот,
Мне говорил, что не видел таких пустот.
Кто-то заметил, что тихая пустота
Всех принимает в объятия. И тогда
В ней происходит чудо. И если встать,
Не шевелясь, начинает нас исцелять.
Я бы хотела сказать вам, что все ништяк,
И что дыра затянется просто так.
Но вы простите, я точно не буду врать,
Я не знаю, как мне её залатать.
Мудрые говорят, к сорока годам,
Там, на месте дыры, остается шрам.
Если погода к нам, смертным, благоволит,
То он почти не ноет и не болит.
Может быть по прошествии многих дней
Я успокоюсь и стану чуть-чуть мудрей.
А однажды пойму, что дыра и грусть
Точно размером с Бога. И улыбнусь.
Точно размером с душу. И, не спеша,
Я осознаю, что это и есть душа.
Аглая Датешидзе



| Цитата || Печать || Комментарии:1 |

25 апреля 2017
  03:17    Страх Страх это нормальная часть
Страх

Страх это нормальная часть моей личности, точно такая же как любой дефект. Проблема в том что страх вышел за здравые пределы.

Болезнь зависимости - болезнь вышедших за разумные пределы страхов.

С самого детства я страдал от неуверенности в себе. Неуверенность в себе - страх что у меня не получится.

Многие из дефектов характера являются формами эгоцентричного страха или реакцией на страх:

Нечестность можно представить как страх не получить то, что мы желаем, если будем жить честно. Мы боимся не получить то, что хотим, если пойдём прямой дорогой, и покажем себя миру такими, какие мы есть на самом деле. У нас есть страх сказать правду о себе, показать себя такими, какими мы есть.

Контроль - это реакция на наш страх не удовлетворить потребность или не получить желаемое. Мы контролируем, потому как боимся, что окружающие люди не будут делать то, что мы хотим, или, например, что, результат наших действий не будет таким, как мы хотим. Мы боимся, что если сделаем только свою часть, этого будет недостаточно, чтобы получить желаемое, и мы начинаем играть роль Бога.

Угодничество можно представить, как страх быть отвергнутым, если будем сами собой в общении с другими людьми, если расскажем правду о себе, или заявим, что хотим на самом деле. Страх толкает нас обманывать, чтобы казаться лучше, чем мы есть на самом деле, в глазах общества или членов семьи. Угодничество это форма нечестности и контроля. Когда мы угодничаем – мы на самом деле что-то делаем, для того чтобы, что другой человек сделал то, что мы хотим. У нас есть ожидания от человека, и если они не выполняются - мы чувствуем обиду. Угодничество это страх быть самим собой, страх сказать «да», когда требуется сказать «да», или «нет», когда требуется сказать «нет».

Жадность – это наш страх, что нам будет чего-то не хватать, что у нас закончится ресурс, и мы будем чувствовать дискомфорт из-за недостатка этого ресурса.

Злость – это наша реакция на страх быть обиженным, страх, что наша безопасность может быть нарушена.

Похоть – это страх, что наш сексуальный инстинкт останется неудовлетворенным.

Хвастовство - это реакция на страх, что нас не оценят, если мы будем просто сами собой, или не заметят, если не выставим и не приукрасим наши истинные или мнимые достоинства. Из-за страха быть не замеченным, мы начинаем восхвалять себя, чтоб все заметили, какие мы умные, хорошие, благородные.

Лень - это реакция на страх переживать трудности, сталкиваться с жизнью в целом, боязнь «устать» если начнём прикладывать усилия.

Жалость к себе – это страх, что к нам будет проявлена несправедливость, что нас ожидают определенные трудности или нам придётся делать некоторые действия. Некоторые члены Сообщества видят жалость к себе как страх покинуть зону комфорта и начать жить жизнь такой, какой она есть на самом деле.

Вырезка из спикерской



| Цитата || Печать || Комментарии:0 |

06 мая 2017
  06:48    1 Екатерина САВИНА Реабилитационный Центр
1 Екатерина САВИНА Реабилитационный Центр « ЗЕБРА » Созависимость и выздоровление семьи Москва, 2013
2 Созависимость и выздоровление семьи 1. Семья – единство, данное Богом для спасения душ ее членов. Это малая Церковь, в которой путем жертвы любви происходит духовное осуществление человека. 2. Зависимость искажает семейную систему ( созависимость ) так, чтобы использовать ее для поддержания и воспроизводства самой болезни. Отличие любви и созависимости. 3. Созависимость приводит к страданию всех членов семьи ( некоторые признаки созависимости ). 4. Утешение : надеяться. На что ? 5. Остановить использование семьи ! – установление границ. 6. Преодоление отрицаний зависимости рождает мотивацию к выздоровлению. 7. Как отпустить близкого – и сохранить любовь ? Ожидание. 8. Пути выздоровления : что работает, и что не работает. 9. Продолжение помощи, когда близкий выздоравливает.
3 1. Семья – путь ко спасению душ ее членов : Св. Писание. В первозданном Адаме было единство двух начал – мужского и женского – и это было нехорошо ( Быт. 2:18), потому что ему некого было любить. « Любить » - глагол переходный, кого ? Кому приносится жертва любви ? Человеку ? – нет, Богу, жертва любви всегда принимается не только благодарным человеком, но Богом. « Если одному сделали это – сделали Мне » ( Мф.25:40). Поэтому, когда Бог разделил Адама, из него образовал Еву – « иш », « иша », - это стало « весьма хорошо ». Когда по благословению Бога они родили сыновей, образовался троичный союз : отец, мать, дети, - где у каждого появились новая роль и место. Возникает способность радоваться любви других, отказ от собственности над человеком. Ап. Павел : роли в семье : Отец - глава семьи, решения, ответственность. Мать - послушание отцу и забота о семье, главный источник безусловной любви ; Ребенок – послушание родителям и любовь. Это было Богоустановленным порядком жизни людей до грехопадения.
4 Семья – путь ко спасению душ ее членов : сегодня. Молодой человек – свои притязания, свои планы, свои желания, свои интересы. Индивидуализм подогревается обществом. « Я не такой как все !» -> « Только Я важен, надо любить себя !» Встретил такую же девушку : « Она меня устраивает / радует / дает много удовольствия ! Я с ней чувствую себя отлично !» – жизнь вместе ? НЕ Богоустановленный способ жить. => Союз будет разрушен Богом через эгоизм каждого в этой паре, или состоится, если хотя бы один из них окажется способным ( воспитание !) полюбить другого, принося каждый день в жертву свой эгоизм. Семье предстоит много трудностей : => нужна защита от внешних воздействий : брак ( регистрация = объявить другим людям себя семьей ). Семья в Богоустановленном смысле : венчание ( благословение Бога ) на брак ( Кана Галилейская ). => возможно осуществление полноты семьи ( воцерковление ). Отец, мать, чадо, которого семья « донашивает » до взрослого : личность, способная к жертвенной любви, ответственность.
5 Определения созависимости. Созависимость – это нарушение семейных отношений, при котором близкий берет на себя в целом главные жизненные функции наркомана или алкоголика, проживает его жизнь вместо него, не давая зависимому человеку начать выздоравливать. Созависимость – компенсация недостаточности в жизни наркомана или алкоголика, способствующая продолжению и дальнейшему развитию зависимости. Созависимый человек – это тот, кто позволяет поступкам других людей оказывать на себя сильное влияние, и потому одержим идеей контролировать эти их поступки. Созависимый человек не живет сам, а существует для зависимого, становясь при этом функциональным придатком зависимости. Созависимый человек возлагает на других людей и обстоятельства ответственность за свое благополучие, становясь жертвой их влияния.
6 Плоды созависимости. Наркоман или алкоголик замыкается внутри себя, получение удовольствия / избавление от боли имеет отношение только к нему, остальные – служат этому = зависимости. Болезнь « за спиной », ей приносятся жертвы. Близкие ради спасения близкого (« спасители ») приносят в жертву любовь : Он теряет свободу принимать решения, они принимают их за него : насилие. Условная « любовь », осуждение. Страх, гнев, обиды, взаимные обвинения, манипуляции и использование. « Все средства хороши ». Жертва приносится зависимости ( греху, страсти, бесу ), а не Богу.

7 Созависимость искажает семейную систему : роли в семье. Отец : « тиран = палач », « мебель », « предатель » - перекладывает ответственность на других, не принимает решений, ищет радость и покой на стороне ; часто уходит. Мать : « папа и мама », « спасатель », «naive», « палач / жертва » - гиперответственность, нет послушания, страх, манипуляции, осуждение, гордость / вина и отчаяние. Сын - алкоголик : главный член семьи, « палач / жертва », « объект » - манипуляции и использование, замкнутость на себя, отчаяние, осуждение всех. Остальные дети : « герой », « шут », « потерянный ребенок », « козел отпущения », старшая дочь = маленькая мама - пытаются заслужить внимание и любовь. Каждый « тянет одеяло на себя », каждый пережил предательство, нет ценности любви как жертвы. « Любовь » = удовольствие для себя, использование.
8 Созависимость – « обезьяна » любви. ЛюбовьСозависимость Любовь видит в другом Образ Божий, он высок. Созависимость гордится и надмевается: «я объясню, заставлю, подтолкну…». Любовь стоит на жертве ради другого (терпение, прощение…). Созависимость стоит на поглощении другого человека собой, контроль. В любви есть критика к себе, милосердие к другому. В созависимости мало критики к себе, много к другому. Любовь – воплощенное добро. Созависимость ведет к усилению зависимости и страданию обоих. Любовь пребывает вовеки. Созависимость остается в этом веке, истощая людей
9 3. Созависимость приводит к страданию ( некоторые признаки созависимости ). Страх потерять контроль над алкоголиком / наркоманом, собой и всей жизнью вообще. Недоверие, стремление к власти, насилие – эмоциональное, физическое, духовное ; все время настороже. Страх, волнение, гнев, вина – тяжкий груз => стремление не переживать чувства, скорее все объяснять и оправдывать. Неуправляемое, разрушительное выражение чувств. Страх конфликта. Боязнь сердитых, сильных людей. Конфликт => ударят или бросят. Сверх - ответственность или безответственность. « Я знаю, что ему надо ». Умение невозможные, неприемлемые ситуации делать приемлемыми и как - то все устраивать. Когда просят о помощи, не может сказать « нет »: отказ означает, что « я плохая, эгоистичная, бессердечная ». Помощь всем и забота обо всем. « Я – « старшая », и так было всегда ».
10 Созависимость приводит к страданию. ( продолжение ) « Мне нужно помочь тому, кто рядом, чтобы я не чувствовала себя одинокой ». Заботится о других - тайная мысль, что кто - то о ней позаботится. Неспособность позаботиться о себе. Безответственное отношение к своей душе. Всепоглощающие чувства вины и стыда. Жесткая, свирепая критика себя. Оправдания. Неспособность расслабиться, отпустить контроль, радоваться. Трудности в близких отношениях. Близость и доверие означают уязвимость. « В моей семье мы дотрагиваемся друг до друга только во время драки ». Страх одиночества. Жизнь под знаком жертвы. Подавленная тоска и страх. « Приказано выжить ».
11 4. Утешение : надежда. Надеяться : на что ? На возможное выздоровление сына ? На то, что его трудный путь через грех имеет смысл ? Это и для мамы имеет смысл ! Бог милостив : к наркоману, и к его маме. На чудо, которое может быть – и уже есть сейчас. Всемогущество Божье : Бог силен победить болезнь и дать новое начало выздоровлению – может ли Он сделать это против воли сына ? Долготерпение Божье : проходят годы, десятки лет употребления, Господь ждет покаяния. А сама мама идет в том же направлении, т. е. с Богом, или против Него ?
12 5. Установление границ Границы – это границы ответственности каждого члена семьи. Границы – это ясные правила, по которым будет жить семья, для того, чтобы вернуться к ее функции : осуществление Промысла в отношении каждого члена семьи. Примеры : Возвращение домой до 24 час., после этого семья спит. Не успел – ночуешь вне дома. Вариант : Каждый старается ночевать дома, если не получается – предупреждает по телефону. Кто брал долги – тот и отдает. Если позвонят коллекторы – придется оформить дарственную на твою долю в квартире на отца, чтобы семье не жить в коммунальной квартире. Вариант : Семья платит ежемесячные взносы в банк, если ты едешь выздоравливать. Приехал – работаешь и платишь сам, или уезжаешь. В семье – сухой закон. Употребляешь – дома не живешь. Проверяем тестами, если отказываешься их сдавать – уходишь. Вариант : В твоем употреблении наркотиков и переживании последствий семья не участвует. Будет плохо – поможем доехать до больницы.
13 Установление границ (продолжение) У человека должно быть дело. Не хочешь ехать в центр – иди работай, приноси часть зарплаты и тогда будешь питаться с нами. Вариант : Мы знаем, что ты распространяешь наркотики. Это ставит под удар всю семью. Поскольку причина – твое употребление, мы требуем, чтобы ты выздоравливал. Иначе – уходи из дома, и немедленно. Ждем тебя назад через реабилитационный центр. Привести домой ночевать можно только жену, а не « девушку ». Никто не имеет права читать чужие письма в е - почте, смс, смотреть карманы, без стука входить в комнату и пр. Никто не имеет права оскорблять, кричать и применять силу. В доме не должно быть алкоголя и психоактивных лекарств. Молитва и вера – дело внутреннее и добровольное, нельзя принуждать или противиться вере другого. Границы можно менять по общей договоренности. Установление границ – коллективное решение трезвой части семьи, гарант его – главный член семьи, остальные помогают.
14 Насилие в семье Физическая безопасность : план действий в случае насилия : Способ уйти из дома ; ключи от дома и деньги, соседка, родственники или друзья ; решение скорее избегать стычки, чем провоцировать ее или « стоять насмерть »; решение позвонить 911 или 02 в случае необходимости. Безумие зависимости может закрыть ему глаза на то, что он делает в стремлении достичь употребления. Вы и ваши близкие не должны стать жертвой этого безумия. Юридическая безопасность : Употребление, хранение, транспортировка и передача другому лицу ( распространение ) наркотиков – преступление. Документы на недвижимость, машину и иные ценности : деньги, золото, кредиты. Прописка. Защитить себя и свою семью – наша обязанность. Это не означает, что у нас есть право перестать заботиться о близком, бросить его. Мы можем и должны помогать ему выздоравливать – но не продолжать способствовать его употреблению. При всех обстоятельствах нужно стремиться сохранять с ним контакт.
15 6. « Честное зеркало » поддерживает мотивацию к выздоровлению. Отрицание факта зависимости от алкоголя и наркотиков - проявление зависимости от них. Возвращение к реальности – помощь зависимому в приходе к выздоровлению : Безусловная любовь в зависимому близкому. Он – личность, а потом уже наркоман или алкоголик. Негативные факты жизни близкого и других членов семьи, связанные с зависимостью. Сохранившиеся позитивные стороны жизни. Возможность выздоровления. Необходимость помощи для достижения и поддержания стабильного выздоровления. Присутствие Бога в жизни семьи – если наркоман или алкоголик не отвергает эту тему, и не забалтывает ее ( осторожно !).
16 7. Как отпустить близкого – и сохранить любовь ? « Отпустить » = предоставить близкого последствиям его зависимости, которые вынудят его выздоравливать. Отпустить не значит бросить, заниматься эгоистично собой, манипулировать отвержением. Это честное признание факта, что семья бессильна остановить зависимость или исправить все эти последствия. Мы занимаемся своими делами, говорим правду зависимому близкому о нем, и ждем его попытки начать выздоравливать. Он не хочет => остается один на один с зависимостью => просит помощи в продолжении употребления. Выбор : ты не употребляешь - и мы тебе помогаем ; ты продолжаешь употреблять - и остаешься один, а мы ждем тебя выздоравливать. Сохранение контакта ! Умение ждать, молиться и доверять Богу. Ответственность за свою душу, а не за душу зависимого близкого.
17 Как отпустить близкого – и сохранить любовь ? ( продолжение ) Отстранение происходит от зависимости, от алкогольной или наркоманской жизни, а не от родного человека. Сохранение любви : 1. Молитва. « Молитва матери со дна морского поднимет ». Как молиться за алкоголика или наркомана ? Можно и нужно молиться и самой, как душа просит – но с помощью других людей это делать легче. 2. Маленькие добрые дела. Не баловать – т. е. разрешать ему делать, и самой делать для него то, что нельзя делать. Но мы принесем ему с радостью чашку ароматного чаю, благословим, поделимся с ним своей радостью, поддержим доброй улыбкой... Это немало ! 3. Воцерковление, таинства, покаяние близких. Если мы так будем жить, мы сможем ждать долго, и когда - то и он заметит, что его любят … Часто мы бываем так одержимы стремлением заставить его выздоравливать, что перестаем воспринимать его как личность. Мы видим только себя, свою цель. Потеряв способность видеть человека, мы теряем и контакт с ним, а вместе с тем и возможность ему помочь.



| Цитата || Печать || Комментарии:0 |
  06:56    Роль ребенка в семье
Роль ребенка в семье
Печать


Каждый ребенок представляет собой индивидуальный мир. У каждого свои способности, возможности, потребности. Потенциальные возможности их развития далеко не одинаковы. А потому нельзя подходить в воспитании ко всем детям с мерками, рассчитанными на какую-то усредненную личность. Нередко в семье ребенок выполняет роль, предопределенную для него взрослыми.

Одну из таких ролей условно можно назвать так: «Кумир семьи». Как бы ребенок ни вел себя, он вызывает общее восхищение домашних, обращаются к нему почти всегда умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно выполняется взрослыми, а тот из них, кто этого не делает, вызывает нарекания остальных. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку. На первый взгляд, это выглядит как вполне понятное чадолюбие. Родители, сотворившие из ребенка кумира, часто убедительно доказывают, что живут для него. Иногда это действительно так, и тем не менее одобрить подобное отношение к ребенку трудно. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное, эгоцентричным, поскольку с малолетства привык ставить свою персону в центр мироздания. Не всегда столь беспредельная любовь к ребенку так бескорыстна, как кажется. Не исключено, например, что превращение его в «кумира семьи» является отображением соперничества взрослых. Каждый из взрослых — мама, папа, бабушка и т. д.— путем демонстрации исключительной привязанности к ребенку порой пытаются утвердить свое главенство в семье.

Возможно и другое объяснение: «кумир семьи», сам того не зная, выполняет функцию цементирующего фактора, поддерживающего семейный очаг. Истинного взаимопонимания, эмоциональной поддержки друг друга в семье нет, но все заинтересованы в сохранении видимости благополучия, и общее восхищение ребенком превращается в символ семейного «единства».

Иногда ребенок выполняет другую роль — «мамино (папино, бабушкино и т. д.) сокровище». Она похожа на роль «кумира семьи», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребенку подобной роли может таиться немало сложных психологических причин. Вот одна из них, довольно распространенная. Мать, не удовлетворенная своим супружеством, пытается «излить» на ребенка всю присущую ее натуре страстность, нежность, жертвенность (то же самое подчас происходит и с папой). Ребенок при этом ставится в нелегкое положение. Он прекрасно чувствует особое отношение к нему кого-то одного из взрослых, но страдает из-за отсутствия такого же отношения со стороны других. Ребенок, сделавшийся «бабушкиным (или дедушкиным) сокровищем», подчас воспринимается своими родителями так, словно его «подменили» («а все бабушкино влияние!»). Ребенку мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом сознавая, что с одним надо вести себя не так, как с другими.

Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. В таком случае мама образует с ребенком (чаще с мальчиком) «коалицию» против папы и при этом недальновидно радуется, когда ребенок отзывается о нем пренебрежительно или его не слушается. Встречается сходный союз папы с дочерью против мамы. Все это, мягко говоря, проявления педагогической неграмотности и безответственности родителей.

Нередко взрослые задают ребенку вопрос: «Кого ты больше любишь?» Удовлетворяя таким образом свое тщеславие, они при этом травмируют ребенка, воспитывают у него лицемерие и изворотливость.

За приписыванием ребенку роли чьего-то «сокровища» иногда скрывается и мучительная изолированность кого-либо из старших. Так, бабушка, которую собственные взрослые дети не балуют вниманием, ищет и находит утешение во внуке, компенсируя этой взаимной привязанностью недостаток эмоционального тепла по отношению к ней в семье.

В некоторых семьях ребенок выполняет роль «паиньки». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот меньше и больше оснований для родительской гордости. От ребенка ждут, в первую очередь, соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением. За это он старшими вознаграждается. Какова внутренняя жизнь ребенка, до этого, в сущности, никому в семье нет дела. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, к искреннему недоумению своей семьи неожиданно совершает противоправные поступки.

Часто, навязывая ребенку роль «паиньки» и обязывая его поддерживать семейный престиж, родители тешат свое самолюбие. При этом у ребенка формируются завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если вначале каждый «промах» в поведении ребенка ставится ему на вид, то впоследствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни, В детстве ребенок этим, можно сказать, подводит всю семью; став взрослым, он усматривает в неподтверждении своих ожиданий собственную неполноценность, несостоятельность. Таким образом, когда ребенок «слишком хорош», это отнюдь не всегда свидетельство правильного воспитания.

Возможна роль «болезненного ребенка». Конечно, есть немало детей, здоровье которых требует особого внимания. Однако можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребенок выздоровел и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно начинает считать его слабым, болезненным и требовать от остальных такого же отношения к нему.

Видимо, взрослым не удается или не хочется ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребенком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.), чем искать новые формы контакта.

Существуют негативные роли, с помощью которых фиксируется низкая ценность ребенка в семье. Прежде всего, необходимо выделить роль «ужасного ребенка». Ребенок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы ожидания старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье призывают его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку же часто это не эффективно, ребенок кажется взрослым еще более «ужасным». Так у него появляется роль «мучителя».

Конечно, встречаются дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитателя. Взрослые иногда перелагают друг на друга вину за «распущенность» ребенка. Кое-кто из старших использует такого рода обвинения для того, чтобы самоустраниться от заботы о ребенке («вы его распустили, сами за него и отвечайте!») или чтобы изолировать кого-либо из членов семьи — скажем, бабушку либо отца ребенка — ведь они «попустительствуют» его капризам. Наиболее горько наблюдать случаи, когда приписывание ребенку роли «ужасного» или «мучителя» является способом изолировать его самого от семьи... Пример: в семье есть ребенок от первого брака; рождается новый — на нем концентрируются все нежные чувства взрослых, а на старшего никто не обращает внимания. Старший ребенок не может не реагировать на это обидой и ревностью. Эти чувства рано или поздно выходят наружу в виде так называемых «реакций протеста» (непослушание, капризы, действия назло). Такими реакциями он, по существу, стремится вернуть себе утраченное внимание взрослых. Взрослые, однако, объявляют ребенка «ужасным» и тем самым оправдывают его изоляцию

Такой ребенок подчас выступает в семье и в роли «козла отпущения». Взрослые разряжают на нем свою агрессивность, Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг на друге. Ребенок при таком обращении с ним может из «ужасного» превратиться в «забитого»: он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Такому ребенку нередко приходится исполнять еще одну роль — «путающегося под ногами.»: он чувствует, что всем мешает и вызывает у домашних одно раздражение.

Психику ребенка ранит и деформирует необходимость исполнять в семье только что описанные роли.

Может ли ребенок стать послушным, если к нему так относятся?

Сущность правильного воспитания в том, чтобы к социально одобряемому («хорошему») поведению ребенка подталкивали не страх и не желание перед кем-либо выслужиться, а его собственная совесть. Если она разбужена у ребенка, то он сам в душе корит себя за всякий неблаговидный поступок. Если же за любую ошибку или шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение родительских симпатий тоже наказание, и весьма суровое), то совесть его приучается бездействовать. Вместо ее укоров, на которые рассчитывают родители, ребенок в этой ситуации чувствует лишь обиду и «жажду мщения». Мстя взрослым за притеснения той или иной выходкой, он подтверждает в семье свою роль «ужасного» ребенка. В других же случаях, видя, что за свою выходку он будет сурово наказан, ребенок рано приучается хитрить, сваливать свои проступки на других детей либо на взрослых, искать поддержки у одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого, и т. д. Так за ним закрепляется роль маленького «хитреца».

И наконец, еще одна аномальная детская роль (впрочем, в современных семьях она встречается все реже) — «Золушки». Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. К сожалению, в жизни эта ситуация разрешается не так благополучно, как в известной сказке Ш. Пьерро. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

В статье рассмотрели ошибки воспитания, совершаемые взрослыми главным образом подсознательно, иногда даже с глубоким убеждением, что они делают ребенку добро. Иногда взрослый помнит, что именно так воспитывали его самого. И он рассуждает следующим образом: «Ведь и меня «гоняли», и даже били в детстве, а человеком сделали!»

Подобное «воспитание» подчас искажает характер либо закрепляет врожденные психические аномалии ребенка.

В нормальной семье ребенку не уготованы никакие роли. Его любят — вот он иногда и чувствует себя «кумиром семьи». На следующий день ребенок совершил шалость или проступок— и его воспринимают как «ужасного ребенка», наказывают. Стараясь вернуть себе расположение взрослых, он делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом».Видя, что хитрости его легко разоблачаются, а причины примерногоповедения понятны взрослым, ребенок с легкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой. Все эти роли он исполняет с удовольствием, но не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а самому ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и «мучителем», и «путающимся под ногами», но все это мимолетно; спустя пару часов он опять «кумир семьи».

Кем ребенок почти никогда не бывает в нормальной семье, так это «козлом отпущения», «забитым» и «Золушкой». Зато ему предоставляют роли, которых не дают детям в «трудных» семьях. Это роли помощника, равноправного участника беседы, интересного человека (интересно думающего, фантазирующего, рисующего, конструирующего и т. д.), порядочного человека и даже советчика! Разве может ребенок с его незрелыми понятиями о жизни быть равноправным участником беседы, интересным человеком или, упаси боже, советчиком? На мой взгляд, подлинное уважение к ребенку (а он как личность его заслуживает) вполне допускает обращение к нему даже как к советчику. Например, при решении проблемы: что взять с собой в поход? Или: кому сегодня поручить мытье посуды, учитывая особую занятость всех членов семьи? Неважно, прав ли ребенок, приводя тот или иной аргумент. У взрослых всегда найдутся контраргументы. Важно то, что у него формируются три важнейших чувства: общности с родными, личной ответственности перед другими и вдобавок гордости за свое участие в жизни семьи.



| Цитата || Печать || Комментарии:0 |
  06:59    Каждая историческая эпоха характеризуется
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие ученые. Среди них Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и др.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, сочувствующий, гармоничный.
1. Попустительский. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание. Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.
2. Состязательный. С раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав их ребенок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. Учащиеся такого типа могут начиная с первого класса учиться на отлично. Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов. Такие ученики берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. Они могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или в том случае, если у них что-либо не получается. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они очень любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то попадает от них в зависимость.
3. Рассудительный. Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им, осознать свой проступок. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно быть всё время в деятельности. Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроках.
4. Предупредительный. Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение. С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.
5. Сочувствующий.Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.
6. Гармоничный. Суть - заключается уже в самом названии. В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда вызывает одобрение взрослого.Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей (старших) и детей. В педагогической литературе описана достаточно обширная его феноменология (А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер, А.Е.Личко и др.), однако в последнее время он рассматривается как своего рода реализация личностных особенностей родителей во взаимоотношениях с детьми. Например разработка А.Г.Лидерса и Е.Н.Спиревой, по оценке которых индивидуально-психологические особенности, например, матери, придают семейному воспитанию следующую специфику.
Экстравертированная мама (активная, непосредственная, открытая в эмоциональных проявлениях) больше внимания, сил и времени уделяет воспитанию ребенка, придает достаточное значение удовлетворению его потребностей. В то же время она требовательна, предъявляет больше запретов в воспитании, в связи с чем в семье возможна конфронтация с детьми.
Спонтанная мама, склонная к раскованному самоутверждению, наступательности и лидированию, также уделяет ребенку много времени, предъявляет чрезмерное число требований, запретов и санкций, в связи с чем возможны случаи игнорирования его потребностей, что может привести к воспитательной конфронтации и отсутствию сотрудничества между родителем и ребенком.
Агрессивная мама уделяет ребенку меньше внимания, может игнорировать удовлетворение его потребностей, а также предъявлять к нему повышенное число запретов, санкций. Такая мама склонна к эмоциональному отвержению ребенка, эмоциональной дистанции, вследствие чего в семье часты воспитательная конфронтация и отсутствие сотрудничества с ребенком.
Ригидная мама предъявляет много требований и запретов, постоянно контролирует детей, уделяет их воспитанию достаточно много времени, сил и чрезмерного старания.
Интровертированная мама (погруженная в свой внутренний мир, замкнутая) склонна к оставлению ребенка на периферии педагогического внимания. Такая мама предъявляет недостаточно требований, запретов и санкций. В воспитании часто наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, проявляется эмоциональная дистанция.
Сензитивная мама уделяет ребенку много внимания, с готовностью выполняет его просьбы, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании наблюдается эмоциональная близость между родителем и ребенком.
Тревожная мама также уделяет ребенку много внимания, сил и времени, часто уступает ему, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании часто проявляется тревожность за ребенка, что его инфантилизирует.
Лабильная мама, склонная к компромиссам, достаточно уделяет времени и сил воспитанию, удовлетворению потребностей детей, предъявляет меньше запретов, санкций, но больше требований. С ребенком ей легче сотрудничать, наблюдается эмоциональное принятие ребенка, духовная близость с ним.

В наиболее обобщенном виде стиль семейного воспитания определяется как авторитарный, демократический или либеральный с достаточно широким спектром промежуточных вариантов.
Для авторитарного стиля воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей психологическое отчуждение от внешнего мира и враждебность по отношению к окружающим его людям
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля над ними от авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия в воспитании определяется не только старшими, но и младшими, которые часто выступают его инициаторами.
Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь или отрешенность от воспитания детей. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.
В реальности представленные стили семейного воспитания в чистом виде встречаются редко. Обычно практикуются компромиссные варианты. К тому же старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - либеральна). Следовательно, в каждом случае речь может идти о той или иной технологии семейного воспитания.
Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.
Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» – это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «беби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»; «ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношениях для двоих», закрепощает ребенка в узах своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе с супругом; ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью) (В.Н.Дружинин).



| Цитата || Печать || Комментарии:0 |

Страницы: (15) « Первая ... 11 12 [13] 14 15 
 
lianita24


Форумчанин


Регистрация 08.06.2014
E-mail Отправить
Приват Отправить
WWW Нет данных
ICQ Нет данных
Профиль Перейти
Рейтинг
Рейтинг: 5,0    Голосов: 4
Список друзей
Luna MG Vmeste
olgaf83 Paprika tarkol
Timur Virgo Виктория
Галя-дитя Бога Девочка Лера
День за Днём ВД...
Журнал группы Н...
мама сыновей Наташа
Ромашки Светлана Л
Серргей Тати Татьяна1975
Ясень
Календарь
май 2024
пн вт ср чт пт сб вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Статистика
Просмотры
Сегодня: 42
Всего: 161458
Хосты
Сегодня: 39
Всего: 73495
Последний комментарий
[2] Ваш мужчина-это ваше...
25.05.2017 20:55
Написал: lianita24
[3] Что является наруше...
25.05.2017 18:40
Написал: lianita24
[1] вот нашла стихотвор...
19.04.2017 19:52
Написал: Ясень
[2] СКАЗКА О ПРОЩЕНИИ ...
19.04.2017 13:44
Написал: Рябинка
[3] Голод Дефицит любв...
17.10.2016 14:40
Написал: Amrita-Olya
[1] 27 марта. Привычная ...
28.03.2016 17:27
Написал: lianita24
[4] Перевод книги"...
23.03.2016 21:37
Написал: Ясень
[2] Перевод книги"У...
16.03.2016 04:30
Написал: lianita24
[1] Перевод книги"У...
13.03.2016 20:27
Написал: Юлл
[2] Перевод книги"У...
11.03.2016 21:23
Написал: Юлл